История породы Курильский Бобтейл
По старинным преданиям считается, что кошки были завезены на Японские острова из Китая в 999 году. Первой официально задокументированной кошачьей кличкой является Мёбу-но Отодо – "Старшая фрейлина Внутреннего Дворца". Мёбу-но Отодо "служила" при дворе императора Итидзё (980-1011 гг.) и носила красный ошейник .
Кошка всегда считалась священным животным, ей воздавались соответствующие почести, и она была необходима для создания особой астральной атмосферы в храмах. Традиционный окрас храмовых кошек белый, как символ чистоты. Ген короткохвостости, который всегда присутствовал у храмовых кошек (королевский сиам, тайский бобтейл), получил успешное развитие в условиях островной изоляции. Однако на любую породу оказывают воздействие не только климатические и географические условия, но и эстетическая среда, созданная той или иной народностью. Эстетическим воззрениям японцев больше всего импонировали кошки с раскосыми глазами и с хвостами в виде хризантем. Эти кошки были редки и очень дороги, пользовались большим почетом и являлись символом счастья и богатства, а также высокого статуса их владельца. Кошек любили водить на поводках, которые плели из золотых нитей, и считалось, что отпугнуть грызунов могут не только живые звери, но даже их изображения.
Райская жизнь императорских котов закончилась в 1602 году, когда основа японской экономики - производство шелка - оказалась под угрозой из-за нашествия мышей, уничтожавших коконы шелковичных червей. Указом императора все кошки были выпущены на свободу для несения государственной службы - охраны шелковичных коконов от грызунов.
Кошки быстро превратились в ловких охотников и любимцев простонародья. Когда домашние кошки появились по всей стране, их перестали считать экзотическими животными, которых стоит привозить из-за границы. Значительную часть эпохи Эдо (1603-1867 гг.) Япония оставалась в самоизоляции и привозить в Японию кошек практически перестали. В условиях островной изоляции и малочисленного поголовья, мутация позвонков местных кошек стойко закрепилась, и, приблизительно с 1700 года, все более распространенными становятся короткохвостые кошки.
Жители Японии издревле наделяли природные объекты и явления божественной силой. В традиционной религии синто, что означает "путь богов", одно из почетных мест, среди сверхъестественных сущностей, занимали нэкомата — кошки-оборотни, демоны. Нэкомата может выпускать огненные шары, ходить на задних лапах, съесть провинившегося человека и принять его облик. Считалось, что если такая кошка перепрыгнет через труп, она оживит его.
Главным отличительным признаком кошки-оборотня являлось наличие хвоста. При этом, если оборотень достаточно зловреден и обладает могучими сверхъестественными способностями, к старости у него может вырасти еще один или несколько хвостов. Хвост рассматривается как медиатор между миром людей и миром духов, при помощи которого нэкомата восполняет свои силы. Кроме раздвоенного хвоста кошки черно-бело-коричневого окраса с наибольшей вероятностью могут оказаться демонами. По преданиям кошки с хвостами рождались в семьях, чьи предки совершили ужасные грехи.
В противоположность кошкам -оборотням, в большом почете у японцев было благородное, добродушное существо во всем помогающее человеку - манэки-нэко, что дословно переводится как «приглашающая кошка», «кошка счастья» или «кошка удачи». Белого цвета с небольшими пятнами черного или рыжего цвета, Манэки-Нэко рождались в семьях, чьи корни связаны с верой и благородством, однако это была большая редкость.
Развитие морских торговых отношений, необходимость в освоении новых промысловых территорий, способствовало распространению кошек по близлежащим островам.
Острова к северу от Японии, были населены айнами - древнейшее население Японских островов. На их языке «куру» означало «человек, пришедший ниоткуда», откуда и пошло их второе название «курильцы», а затем и наименование архипелага - КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА. Японцами первая информация об островах Итуруп, Кунашир, Уруп была получена в ходе экспедиции на Хоккайдо еще в 1635 году. Японские рыбаки часто вели промысел у берегов курильских остовов. Были основаны стоянки на этих островах. Вероятно, тогда и появились первые японские бобтейлы, а также породные животные из других восточных и азиатских стран, попавшие на острова с торговцами и купцами, военными, путешественниками. Местное население: айны, алеуты и японцы, занимались охотой и собирательством, разведением пушных зверей, торговлей, вели хозяйство, и не могли обойтись без защитника от грызунов. В России, первое упоминание о Курильских островах, относится к 1646 году. Начиная с 17 века, русские путешественники постепенно налаживали контакты с местным населением островов. В 18 веке на Курильских островах появились русские поселенцы. Конечно, вместе с ними прибывали кошки, в основном сибирские.
Сибирская кошка является одной из самых ярких представительниц русских аборигенных пород. Стойкая к болезням, очень самостоятельная, гордая и красивая, она относится к числу самых крупных пород в мире. Эта порода возникла более 200 лет назад. Появившись на Руси в XI-XII веках турецкие ангорские и персидские кошки, были прекрасными домашними любимцами. Но повинуясь инстинктам природы, они бежали в близлежащие леса. Некоторые возвращались домой с приплодом. В результате свободного скрещивания с дикими лесными и степными кошками, появились массивные, длиннохвостые, пушистые, с круглой большой головой и с круглыми глазами кошки. Они несли все признаки давней доместикации. А дальнейшее переселение русских людей в Сибирь дало естественное распространение «сибиряков» на всей территории России, вплоть до берегов Тихого океана.
Смешиваясь с дикими особями курильских островов, сибиряки, дали новый вариант кошек, получивших в настоящее время название курильский бобтейл.
Особенности жизни на Курильских островах, борьба за существование в трудных климатических условиях внесла свои коррективы во внешний вид кошки. Кошки стали крупнее. Мощное телосложение отличают курильского аборигена от всех ранее известных короткохвостых пород кошек. Тело стало более компактное и короткое. Удлинились задние конечности, когти перестали полностью втягиваться. Благодаря своим длинным задним мускулистым лапам и когтям, курильские бобтейлы прекрасно лазают по деревьям и камням, охотятся не только на грызунов и птиц, но и на крупную рыбу во время нереста. Курилы потеряли свойственный кошкам страх к воде. Бобтейл не имеет запаха. Особая текстура шерсти, при развитом подшёрстке, защищает от холода и ветра, не мешает пробираться по зарослям и практически не впитывает грязь. В условиях островной изоляции и малочисленного поголовья, мутация позвонков стойко закрепилась. Различают укороченный, закрученный, свернутый или обвернутый сам вокруг себя. В племенное ядро породы, на разных стадиях ее развития, поступали кошки с разнообразными окрасами. Известны черные, мраморные, голубые, черепаховые, красные аборигены. Также появился полу-длинношерстый вариант. Немаловажным в облике этих котов является характерный «звериный взгляд».
Но, главной чертой курильских бобтейлов являются особенности характера и высокий интеллект. Долгие годы, живя в суровых условиях дикой природы, курильский бобтейл выработал качества блестящего, непревзойденного охотника, спокойного животного с устойчивой психикой, адекватного, добродушного, но, в то же время, независимого, полного собственного достоинства. Курильские бобтейлы очень привязаны к человеку, являющемуся для них кумиром. Этой кошке нужен хозяин, общение с ним, его любовь. Курильские бобтейлы любят прогуляться с хозяином по улице. В своем поведении очень близки к собакам, потому, наверное, не боятся собак и быстро к ним привыкают. Курильские бобтейлы прекрасно уживаются в другими животными. Курильские бобтейлы умны и послушны, у курильского бобтейла явно выражен охотничий инстинкт. Они прекрасно ловят крыс и мышей, любят плавать, способны нырять и прекрасные рыболовы. Курильские бобтейлы легко поддаются дрессировке: с удовольствием приносят игрушки, подают голос. Бобтейлы очень "разговорчивы" - гораздо более, чем кошки других пород. Звуки, издаваемые ими, весьма разнообразны, - от писка и удивительного "блеяния", похожего на козье, до "мяу" с отчетливо выраженной буквой "м", - и до настоящего рычания, если животное раздражено. По сути, курбобы - единственные домашние кошки, умеющие рычать. Абсолютно не агрессивны. Как все кошки, бобтейлы необычайно любопытны и любознательны. Будучи уроженцами сейсмической зоны, обладают способностью своим поведением предупреждать о надвигающихся землетрясениях и наводнениях.
Сообразительность в сочетании с неуемной энергией этой кошки, ярко выделяет курильских бобтейлов на фоне остальных кошачьих.
22.11.2019